Верховный суд РФ не разрешил омбудсменам фотографировать и пользоваться мобильными телефонами в СИЗО
Члены общественных наблюдательных советов не вправе брать у заключенных СИЗО интервью, а также пользоваться на территории следственных изоляторов и колоний фото- и видеокамерами, мобильными телефонами и иной техникой. Такое решение принял Верховный суд России.
Утвержденная Федеральной службой исполнения наказаний инструкция допускает интервьюирование подозреваемых и обвиняемых или их фото- и видеосъемку только с разрешения следователя, а также запрещает свободный пронос каких-либо технических средств связи и документирования (камер, диктофонов, компьютеров и пр.).
Против таких ограничений выступил член общественного наблюдательного совета, эксперт Московской Хельсинкской группы Сергей Шимоволос. Формальным основанием для обращения в Верховный суд России стал административный штраф, наложенный на омбудсмена за пронос в колонию мобильного телефона (во время визита он зазвонил).
В обоснование заявленных требований правозащитник ссылался на специальный федеральный закон («Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания»), который делегирует членам общественных наблюдательных комиссий право посещать места заключения без санкций их администраций или иных чиновников. Нормы ведомственной инструкции, по его мнению, ограничивают права членов комиссий и препятствуют исполнению ими своих обязанностей.
Возражая против заявленных требований о признании спорных норм незаконными, представители Федеральной службы исполнения наказаний указали на обязанность членов общественной комиссии соблюдать положения нормативных актов, регулирующих работу мест принудительного содержания, а также подчиняться законным требованиям их администраций. Исходя из этого, ведомство вправе вводить практически любые ограничения. Чиновники также отметили, что спорная инструкция не запрещает пронос аппаратуры и проведение фото- и видеосъемки, а лишь требует для этого разрешение администрации колонии и согласие самих заключенных.
Верховный суд России счел эти доводы обоснованными. Ведь согласно закону, проносить на территорию соответствующих учреждений и использовать копировально-множительную технику, компьютеры и фотоаппаратуру можно исключительно адвокатам и только в отсутствие заключенного.
«Такого права членам наблюдательных комиссий законом не предоставлено», – заключила судья Валентина Емышева, отклонив требования Сергея Шимоволоса.
Источник:
Обсуждаемая новость: