Местонахождение юридического лица
Отношения, возникающие в сфере государственной регистрации юридических лиц регулируются Законом Украины от 15.05.2003 № 755-IV "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
Согласно статье 1 этого Закона местонахождение юридического лица - адрес органа или лица, которые согласно учредительным документам юридического лица или законом выступают от его имени.
Таким образом, местонахождением юридического лица может быть, в частности, адрес органа управления (руководителя) этого юридического лица. Статья 24 Закона о регистрации, которая определяет перечень документов, представляемых для проведения государственной регистрации юридического лица, не предусматривает документа, подтверждающего регистрацию юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах и запрещает государственному регистратору требовать дополнительные документы
для проведения государственной регистрации
юридического лица , если они не предусмотренные частями первой-седьмой настоящей статьи.
Поэтому требования государственного регистратора о предоставлении такого документа являются безосновательными.
Порядок проведения государственной регистрации юридических лиц устанавливается статьей 25 Закона о регистрации.
Согласно указанной выше статье государственный регистратор при отсутствии оснований для оставления документов, представленных для проведения государственной регистрации юридического лица, без рассмотрения обязан проверить эти документы на отсутствие оснований для отказа в проведении государственной регистрации юридического лица, предусмотренные частью первой статьи 27 настоящего Закона .
Основаниями для отказа в проведении государственной регистрации юридического лица являются:
- несоответствие сведений, указанных в регистрационной карточке на проведение государственной регистрации юридического лица, сведениям, указанным в документах, представленных для проведения государственной регистрации юридического лица;
- несоответствие учредительных документов требованиям части третьей статьи 8 настоящего Закона;
- нарушение порядка создания юридического лица, который установлен законом, в частности: а) наличие ограничений на занятие соответствующих должностей, установленных законом относительно лиц, б) которые указаны как должностные лица органа управления юридического лица;
- несоответствие сведений об учредителях (участниках) юридического лица сведениям относительно них, которые содержатся в Едином государственном реестре;
- наличие ограничений относительно совершения основателями (участниками) юридического лица или уполномоченным ими лицом юридических действий, которые установленные абзацем четвертым части второй статьи 35 настоящего Закона;
- наличие в Едином государственном реестре наименования, которое тождественно наименованию юридического лица, которое намеревается зарегистрироваться;
- использование в наименовании юридического лица частного права полного или сокращенного наименования органа государственной власти или органа местного самоуправления, или производных от этих наименований, или исторического государственного наименования, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Этой же статьей предусмотрено, что отказ в проведении государственной регистрации юридического лица по другим основаниям не допускается.
Учитывая приведенное, государственный регистратор не имеет оснований для отказа в проведении государственной регистрации юридического лица в случае регистрации юридических лиц по одному адресу.
Согласно статье 53 Закона о регистрации лица, виновные во внесении в учредительные документы или другие документы, которые подаются государственному регистратору, заведомо ложных сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр, несут ответственность, установленную законом.
Кроме того, согласно части седьмой статьи 19 Закона о регистрации юридическое лицо не позднее тринадцати месяцев со дня подачи (отправки заказным письмом) последней регистрационной карточки, содержащей сведения о юридическом лице обязано подать (прислать заказным письмом) государственному регистратору регистрационную карточку установленного образца о подтверждении сведений о юридическом лице.
Если в Единый государственный реестр не внесена запись об отсутствии юридического лица по его местонахождению, то в случае неполучения регистрационной карточки о подтверждении сведений о юридическом лице в установленный частью седьмой настоящей статьи срок, а также в случае получения государственным регистратором от органа государственной налоговой службы уведомления установленного образца об отсутствии юридического лица по его местонахождению государственный регистратор обязан в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты, установленной для представления регистрационной карточки о подтверждении сведений о юридическом лице, или с даты получения уведомления от органа государственной налоговой службы, направить заказным письмом юридическому лицу уведомление о необходимости представления государственному регистратору регистрационной карточки о подтверждении сведений о юридическом лице.
В случае возвращения к государственному регистратору заказного письма с отметкой отделения связи об отсутствии юридического лица по указанному адресу или непредставления юридическим лицом в течение месяца с даты направления ему соответствующего уведомления регистрационной карточки о подтверждении сведений о юридическом лице государственный регистратор должен внести в Единый государственный реестр запись об отсутствии юридического лица по его местонахождению или запись об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице. Итак, в настоящее время Законом о регистрации не предусмотрено иных оснований, при которых государственный регистратор может вносить в Единый государственный реестр запись об отсутствии юридического лица по его местонахождению.
Согласно статье 38 Закона о регистрации основаниями для вынесения судебного решения относительно прекращения юридического лица, не связано с банкротством юридического лица, в частности, является наличие в Едином государственном реестре записи об отсутствии юридического лица по указанному местонахождению.
Следует заметить, что в полномочия государственного регистратора, определенных статьей 6 Закона о регистрации, не принадлежит подачи иска в суд о прекращении юридического лица в случае наличия в Едином государственном реестре записи об отсутствии юридического лица по указанному местонахождению.
Согласно статье 11 Закона Украины от 04.12.1990 № 509-ХII "О государственной налоговой службе в Украине" органы государственной налоговой службы имеют право обращаться в предусмотренных законом случаях в судебные органы с заявлением (исковым заявлением) об отмене государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности.
Целью государственной поддержки малого предпринимательства, согласно статье 4 Закона Украины "О государственной поддержке малого предпринимательства является, в частности, содействие формированию и развитию малого предпринимательства, становление малого предпринимательства как ведущей силы в преодолении негативных процессов в экономике и обеспечение устойчивого положительного развития общества, а также формирование условий для обеспечения занятости населения Украины, предотвращения безработицы, создание новых рабочих мест.
Частью первой статьи 10 Закона Украины "О государственной поддержке малого предпринимательства" установлено, что государственная поддержка малого предпринимательства по формированию его инфраструктуры осуществляется путем создания и обеспечения деятельности сети бизнес-центров, бизнес-инкубаторов и т.д. Перечень задач, определенных для таких организаций частью второй этой же статьи не исключает предоставления им, в условиях отсутствия доступных помещений, помощи в размещении субъектов хозяйствования, в том числе и на условиях обслуживания по своему адресу. Потребность в получении последним таких услуг возникает особенно в тех регионах, где существуют наибольшие сложности с получением (покупкой или арендой) свободных помещений. В то же время, нельзя не отметить, что размещение по одной и той же адресу двух и более юридических лиц, в свою очередь, влечет за собой определенные особенности их учета и осуществления контроля со стороны государства.
Однако, учитывая требования Первой директивы Совета ЕС "О координации гарантий (меры), которые требуются странами-членами от компаний в рамках контекста второго абзаца cтатьи 58 Договора для защиты интересов членов и других с перспективой сделать такие гарантии одинаковыми во всем Сообществе" от 9 Март 1968 № 68/151/ЕЕС и учитывая положения Национальной программы содействия развитию малого предпринимательства в Украине, утвержденной Законом Украины от 21.12.2000 № 2157-III, а также для предотвращения создания дополнительных и существенных препятствий законопослушным гражданам при учреждении ими собственных дел, которые в итоге составят один из главных источников формирования устойчивого среднего класса и крепкой экономики страны, Госкомпредпринимательства считает усилия государства по разработке, в случае необходимости, несколько отличных от уже существующих форм учета и контроля административных подходов к таким субъектам хозяйствования стоящими ожидаемого результата.
Госкомпредпринимательства неоднократно сообщало как Кабинет Министров Украины, так и Государственную налоговую администрацию Украины о своей позиции по данному вопросу и о готовности к полному содействие в разработке несколько отличных от уже существующих форм учета и контроля административных подходов к субъектам хозяйствования, расположенных по одним и тем же самыми адресам, в частности, путем законодательного определения понятия "зарегистрирован офис", практика использования которого показала высокую эффективность во многих странах Европейского Союза.
>